Искусство лингвистического расследования
Если покупатель говорит нет














Искусство лингвистического расследования

Искусство лингвистического расследования
Еще немного о картах реальности
Вернемся к некоторым тезисам и идеям из первой главы.
В разных жизненных ситуациях люди воспринимают информацию с помощью процессов обобщения, упущения и искажения и создают свое собственное уникальное представление о мире, которое можно назвать внутренней моделью мира человека, или его картой реальности.
У каждого из нас есть своя карта реальности. Из чего она состоит? Конечно, из образов, звуков и ощущений, связанных между собой. Из понятий, убеждений, определений и мнений, находящихся также в какой-то связи друг с другом. А что отличает людей от всех других живых существ? Правильно, наличие разума и такого языка общения, как речь.
То есть все мы имеем собственные карты реальности внутри и общаемся друг с другом с помощью слов (языка) вовне. И конечно же, наши слова связаны с тем, что находится в нашей карте реальности.
Слова - это поверхностная структура нашего опыта Я могу сказать: "У меня хорошее настроение" - и знать на физическом уровне, в ощущениях, что я имею в виду. Но описать это состояние другим людям в точности я не смогу. У каждого свое собственное понимание хорошего настроения. Точно так же невозможно раз и навсегда описать, что такое любовь. Сколько ни описывай это состояние влюбленности или страсти, его невозможно передать другому человеку. Он все равно не поймет, пока не испытает сам что-то подобное.
На географических картах мира мы можем встретить множество различных названий. Названия стран, городов и сел, названия парков, озер и морей.
Как вы думаете, есть ли разница между восприятием названия Баден-Баден у вас и у жителей этого города? Особенно если вы там никогда не были. Конечно есть Для человека, который никогда не был в этом городе и даже смутно представляет, где и в какой стране он находится, это название вызовет только какие-то смутные образы, которые непонятно откуда взялись. Кто-то другой скажет: "Да, я что-то слышал. Это где-то в Европе". И увидит в своем воображении только карту Европы, и все. Третий скажет: "Ой! Это же маленький город на западе Германии, недалеко от французской границы. Мы проезжали его, когда путешествовали по Европе". И в его голове появятся какие-то картинки тихих ухоженных улочек, цве тов на окнах и симпатичной пивной на окраине. А у жителя этого городка название Баден-Баден вызовет к жизни целый калейдоскоп различных картинок, среди которых будут и улицы города, и маршруты транспорта. и названия магазинчиков и базаров, образы соседей, которые живут рядом, и воспоминания детства, и много-много всего прочего.
У каждого в голове своя "собачка". Одно и то же слово в картах реальности различных людей связано с различными образами. У одного человека словом "Баден-Ба

ден" в карте реальности обозначено очень маленькое воспоминание-образ со смутным содержанием, у другого этим же словом в его карте реальности обозначено го-лограммное, многомерное воспоминание, содержащее массу подробностей.
Итак, с одной стороны, слова - это "кнопки" (пусковой механизм) запускающие процесс внутреннего воображения. С другой стороны, слова - это ярлыки, которые существуют для того, чтобы можно было передать информацию другим людям и создать общую реальность. Мы не можем передать другому человеку свои внутрен
ние образы и представления. Но мы можем попытаться передать ему информацию словами.
Мы не можем залезть в голову человека и увидеть те образы или почувствовать переживания, которые он обозначает конкретными словами. Но мы можем немного приблизиться к пониманию его карты, если будем задавать уточняющие вопросы и выстраивать понимание того, что он обозначает тем или иным словом.
Назад

тойота москва 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Hosted by uCoz