Обобщения Слова-индикаторы: все, всегда, всякий, везде, никто, никогда, любой и т. п. Значение этих слов в карте Мы уже говорили, что обобщение - это один из трех процессов, с помощью которых человек создает свою карту реальности. Если вы слышите данные слова, то можно предположить, что у человека в реальности был какой-то опыт и он обобщил его на все подобные контексты и жизненные ситуации. Теперь такое обобщение является фильтром восприятия, и он видит только то, что подтверждает его обобщение. Например - Все продавцы говорят одно и то же! (Возможно, в жизни человека было несколько случаев, когда продавец дал некачественную информацию. Произошло обобщение на всех продавцов.) - У меня никогда ничего не получается. Я неудачник. (То же самое. У человека несколько раз ничего не получилось в какой-то области. После этого происходит обобщение на всю деятел
...[ ... ]
Что делать?
Что делать? Когда вы встречаете в речи оппонента слова, указывающие на обобщение, необходимо вернуть человека к реальности, к его первоначальному опыту и разрушить обобщение. Это можно сделать несколькими способами: Способ А. Попросить человека уточнить следующую информацию. o Кто именно из продавцов говорил вам то же самое? o Что именно у тебя не получается? o Где именно я не найду дешевле? o У кого именно цены ниже? o Кого именно из женщин (мужчин) вы имеете в виду? После полученного ответа (а это чаще всего два-три примера) вы можете спросить, например: "И это всё (все)? Всего три (четыре, пять...) примера? Но это же не "все" ситуации в мире?" Тем самым вы разрушаете обобщение о "всех" или "везде". Ведь три примера - это не "всё", "все", "никогда". Вы возвращаете человека к его опыту и показываете, что этого опыта недостаточно, чтобы обобщать. [ ... ]
Неопределенные существительные
Неопределенные существительные С точки зрения идеи карт реальности все существительные являются неопределенными. Если я произнесу слова "капуста", "трамвай", "дом" и так далее, то, скорее всего, получится та же история, что и с "собачкой". Каждый представит свою капусту или свой вариант трамвая. Именно в этом смысле все существительные в речи человека можно считать неопределенными. В случае с капустой, трамваем и домом дело обстоит проще. Мы с вами видели их в реальности. А как быть со словами "правда", "истина", "страх"? По определению это тоже существительные. Но что они обозначают? Что появляется у людей в голове, какие картинки, когда они говорят эти слова? Существительные, которые в реальности не существуют и которые нельзя потрогать, называют номинализаци-ями, или неопределенными, существительными. Слова-индикаторы: решение, помощь, страх, возмездие, мест
...[ ... ]
Значение этих слов в карте
Значение этих слов в карте Такого типа существительные обозначают остановившийся процесс. Ведь за словом "решение" стоит процесс принятия решения; за словом "помощь" стоит деятельность - "помогать"; за словом "страх" стоит'действие -"бояться", или "страшиться", или "пугаться". То же самое и с другими приведенными словами. Данными словами человек останавливает процесс и как бы "выносит" его вне себя и фактически говорит, что он с этим больше ничего не может сделать. Вот есть "страх", и все! Если нам удастся запустить процесс вновь, то мы сможем разблокировать карту в этом участке и тем самым сможем повлиять на человека и помочь ему запустить процессы вновь. Пример 1 - Я уже принял решение (сущ.) не подписывать этот контракт. - Как именно вырешали (гл.)? - Я посоветовался с приятелем, потом с женой. Затем прочитал заметку в газете. И все это убедило меня отказ
...[ ... ]
Неопределенные глаголы
Неопределенные глаголы Слова-индикаторы: смущать, отвергать, радовать, угрожать, предлагать, беспокоить, игнорировать и т. д. Значение этих слов в карте Человек, произнося любой глагол, в это же самое время "видит", представляет то действие, которое он имеет в виду. Он видит какие-то картинки из личного опыта, которые в его карте обозначают именно процесс "игнорирования" или "угрозы". У каждого своя "собачка" в голове. Работать необходимо не со своими иллюзиями, а с образами данного конкретного человека. А для этого необходимо выяснить, что же обозначают те слова, которые мы слышим. Пример i - Он беспокоит меня. - Как именно он это делает? Что именно он делает? - Он плохо учится (он часто болеет; он связался с плохой компанией; он слишком много занимается...). Пример 2 . - Она игнорирует мое мнение. - Как именно она это делает? Что значит "игн
...[ ... ]