- Где там и кто они?
Тут вмешалась проходящая к речке за водой женщина. Она остановилась и с теплотой соучастницы сказала:
- Ну что привязался к девчатам. Им нужно во что-то верить. Вот они и упражняются в том. Без этого они засохнут. И вам парням они тогда без живого сока не нужны. Сок и азарт им нужен. При таком состоянии и сморчок принцем кажется.
- Вот он я не сморчок.
- Чудак ты безмозглый. Если твоя будущая жена не будет носить в себе тайны, то и ты для неё не будешь мил по-настоящему, даже если ты превзойдешь всех парней. Да и дети у вас будут искусственные.
Хорошо сказано. Вот что такое мудрость. О мудрецах мы приучились думать как об интеллектуалах. Мудрость не в изощренности понятий и слов. Мудрость поддерживает костёр жизни осмыслением тех качеств, которые не проявлены. Мудрый человек поможет своим словом. Мудрый человек окультурит ритуал. Глупец сделает из ритуала, или сухое и показное, или догму в наказание.
- Ты уже в десятом классе, а всё читаешь сказки, - сказала мне мать, - Ты же их уже наизусть знаешь.
- Знаю, но рассказать не могу.
- Почему?
- В них заложено что-то такое, что наполняет меня разными чувствами. Как я расскажу об этих чувствах?
- А ты рассказывай искренне. Тот у кого есть благородство, тот ощутит в себе сам.
- Какое благородство у детей?
- Не будь так категоричен. Я помню, как ты в детстве реагировал на сказки. Однажды ты сказал про новые сказки написанные для детей современными авторами: «Плохие сказки». Я спросила почему. Тебе тогда было не многим больше года. Ты ответил: «Не может богатырь так поступать». Там богатырь убивал всех. Тебе было уже два года, когда я прочитала тебе сказку про волшебную щуку. И ты сказал: «Но ведь он этого чуда не заслужил».
Получается, что алгоритмы жизненных поступков передаются в наследие. Догадываюсь, что нежизненные алгоритмы тоже наследуются. В чём тогда роль воспитания? И в чём тогда роль межчеловеческих отношений, выражаемых законами?
Созидательного юношу от рождения тянет к романтике. Труд никогда не будет ему в тягость. Даже «грязь» он переваривает в развитие. Чем его воспитывать? Когда против него станут законы? Что это за законы?
Воспитание носит характер корректировки для юноши, склонного к разрушительным инстинктам. В таком воспитании заложен интеллект в виде алгоритмов поведения. Нет души - компенсируй умом.
Назад